Архив

Небесная кухня

№53/6.07.2018

Первое, второе, десерт, а также хлебная булочка и прохладительные напитки… Чем вас будут кормить на борту самолета, зависит от многих факторов. На меню влияет время года, класс обслуживания, длительность перелета. Сегодня к этому вопросу авиакомпании относятся особенно внимательно. Настолько, что даже существуют специальные рейтинги Skytrax, которые отмечают победителей на самое вкусное меню. Но мало кто знает, что заказы на приготовление блюд выполняют не сами авиакомпании, а наземные предприятия, специально созданные для этих целей. Есть своя служба бортового питания в аэропорту «Томск». Она снабжает блюдами все рейсы, которые отправляются из Томска в разные уголки страны и мира. Служба бортового питания находится в здании аэропорта, но найти ее не так-то просто. И даже если идти на аромат свежеприготовленной еды, вам не удастся попасть в помещение, откуда он доносится. Посторонним вход запрещен. Дело в том, что предприятие находится под особым режимом охраны. Но нам все же удалось побывать внутри и своими глазами увидеть небесную кухню томского аэропорта.

 

рацион - на любой вкус

Производственные цеха расположены на двух этажах и занимают почти тысячу квадратных метров. Ежедневно, в зависимости от сезона, тут готовят от 600 до 2500 порций питания. Пик перелетов приходится на лето. Соответственно и нагрузка у сотрудников службы в это время возрастает.

На каждом этаже кухни есть несколько помещений. И в каждом из них - своя специфика работы: есть «холодный», «горячий» и мучной цех, а также цех, в котором комплектуют и упаковывают «рационы» - так тут называют коробочки с готовой едой. 

Оборудование везде установлено современное и достаточно новое. Оно позволяет делать не только обычные блюда, но и те, что выполняются по особым рецептам.

- С точки зрения техники наши возможности практически не ограничены. У нас есть и гриль, и пароконвектомат, и конвекционные печи, и тестоформовочная машина, - рассказывает директор службы бортового питания Михаил Валинский.

Румяные, миниатюрные и, как на подбор, ровные хлебные булочки как раз получаются благодаря тестоформовочной машине. А вот маленькие блинчики тут пекут вручную на сковородках соответствующего размера.

Вообще, на этой кухне в любой момент готовы приготовить блюда для пассажиров с самыми неожиданными запросами. Например, многие авиакомпании предоставляют меню для людей разных национальностей, возрастов и состояния здоровья - вегетарианское, низкокалорийное, детское, мусульманское, кошерное, постное, диетическое и другие варианты питания. Пассажир при покупке билета может указать свои предпочтения в еде, выбрав одну из категорий.

Продукт решает все!

Все заявки по питанию для каждого рейса собираются в отдельный список, по нему и работает служба бортового питания. Исходя из количества порций, определяется, сколько понадобится продуктов. Надо отметить, что к их выбору тут относятся особенно тщательно. Приоритетное требование - это качество. Ведь тут считают, что это и есть главный секрет хорошей кухни! 

- Из плохого продукта вкусное блюдо не приготовишь, - подчеркивает Михаил Валинский. - Прежде, чем что-то купить, мы по возможности выезжаем на производство, чтобы своими глазами посмотреть, как там обстоят дела. Если продукт хорошего качества, это всегда видно. А в бумагах может быть многое написано, что далеко не всегда подтверждается на практике.

За годы существования служба бортового питания наработала базу постоянных и проверенных поставщиков. Нам приятно было узнать, что многие из них -  из Томского района.

- Покупать местное удобно и с той точки зрения, что претензии по качеству гораздо проще решать, можно поехать на предприятие и разобраться во всем лично, - поясняет директор службы бортового питания.

В приоритете - безопасность

Приготовить вкусные и полезные обеды - задача очень важная. Но на первом месте у службы бортового питания всегда стоит другой вопрос - это безопасность. Ведь тут готовят пищу не только для пассажиров, но в том числе и для пилотов. Оказывается, для командира и второго пилота всегда подбираются разные рационы, блюда в которых никак не пересекаются. В меню используются только проверенные рецептуры.

В зависимости от долготы перелета состав порций меняется. Для полетов менее трех часов готовят что-то легкое, для длительных - что-то более основательное. С этой точки зрения сроки хранения также имеют важное значение. Обычная их продолжительность - около трех часов. Для этого особой обработки продуктов не требуется.

Но при долгих перелетах «рационы» должны иметь срок хранения 12 и более часов. Для этого используются термическая обработка и хладагенты, такие как сухой лед или модифицированная газовая среда.

Когда еда готова, она попадает в цех комплектации, где ее сервируют по контейнерам. Коробки с контейнерами работники службы бортового питания доставляют к самолету и при помощи специальной машины - автолифта - загружают в нужный отсек. Но даже на этом этапе предписан перечень мер авиационной безопасности. Так, например, все питание досматривают и проверяют, и только после этого его допускают к отгрузке.  

Мама повар, что ж такого?

В службе бортового питания есть немало специалистов, которые посвятили этой работе не один десяток лет. Каждый день они приходят в эти цеха, чтобы обеспечить пассажиров вкусными и полезными обедами. Им слово...

Начальник смены Олеся Драчева:

- Я пришла работать сюда около 18 лет назад, мне тогда было всего 20 лет. За это время мне ни разу не хотелось сменить это место на какое-то другое. А начинала простой мойщицей посуды, затем была кухонным рабочим, поваром. После техникума окончила институт по этому направлению. Вот уже около десяти лет являюсь старшим смены. Мне поступают заявки из диспетчерской, в них указано количество порций. На их приготовление мы отмеряем продукты, выдаем их поварам, также ведем контроль, сколько и каких продуктов ушло, что заканчивается и надо докупить. От того, насколько грамотно сработают все службы, зависит своевременная доставка питания на борт самолета. Летом вылетов гораздо больше, работы тоже. Несмотря на эти временные сложности, работу свою люблю, и никуда отсюда уходить не собираюсь!

Повар бортового питания Ольга Сарогина:

- На этом месте тружусь уже больше 11 лет. Сама я местная, живу в п.Аэропорт. От дома до работы рукой подать. У меня маленькая дочь, ходит в школу, во второй класс. Для меня очень важно, что рядом с домом есть рабочее место. Да и ни в какой другой профессии, кроме повара, я себя не вижу. Прошла обучение, получила специальность технолога общественного питания. Больше всего мне нравится, когда есть возможность проявить творчество, когда есть место эксперименту. Иногда наша служба берет заказы на выездные фуршеты, оказывает услуги кейтеринга. Вот где можно развернуться, одна только выкладка продуктов чего стоит. Можно что-то необычное придумать, чтобы было вкусно и красиво!

Повар бортового питания Любовь Курбатова:

- Я приезжаю каждый день на работу из с.Богашево. Рабочий день у нас начинается в восемь утра и заканчивается в восемь вечера. Благодаря хорошей атмосфере в коллективе, время пролетает незаметно. Команда у нас собралась замечательная. Все знают свою работу, ответственные, помогают друг другу, и руководитель хороший. А позитивное настроение сказывается и на результате. Блюда, приготовленные в такой атмосфере, получаются гораздо вкуснее!

Юлия Кривокрасова.

Комментарии